Статьи

                                               Только Зе Бест

Просто удивительно, но всюду видишь только лучших! Мы все хотим быть лучшими. Непременно и сейчас! Повсюду только и слышишь: «Жизнь не даст тебе второго шанса!», «Бери от жизни все», «Завтра может не наступить» и т. д. И мы бежим, и мы берем, и мы вгрызаемся в свой шанс жадно и без оглядки на бегущих с нами рядом. Да, и чего на них оглядываться-то! Они же упустили свой шанс!
Если ты работаешь, то должен делать свое дело лучше конкурентов. Если ты отдыхаешь, то должен отдыхать в местах, где установлены знаки «Вип!» Если ты покупаешь машину, то лучшую. По крайней мере, лучшую по сравнению с соседской. Если пишешь, то не так, чтобы это было хорошо. А чтобы это имело успех и попало в «Топ». Мы просто «зе бест»! Мы пользователи «вип»! Ищи нас только в «топ»!
За последние годы в нашем обществе сложилась некая «восхитительная» система координат, в которой есть места только для первых и лучших. Вторые, третьи и сто двадцать четвертые – уж извините! То есть, места для вас, конечно, есть - вас никто гнать не собирается. Но места ваши в тени, в углу, и по пять человек на верхней полке. И плевать, что среди этих «верхнеполочных» умные и достойные люди. Кого интересует сегодня мысли академиков наук, историков, врачей, рядовых священнослужителей, учителей, художников, просветителей, писателей?
Гораздо важнее «слова» и «дела» очередного правительства, кружащих вокруг политологов, шоуменов, больших бизнесменов и тех криейтеров, что собрали наибольшее количество «лайк» в интернете. Вот они – сегодняшние лучшие мира сего. Вот кому следует подражать и завидовать! Они забрались на вершину, и теперь могут с этого Эвереста давать советы ползущим вслед за ними по скользкой отвесной тропке.
Абсолютно убежден, что это не самая чудесная гора, на которую можно взобраться. Да и зачем это нам всем? И пускай твое дело не самое прибыльное. Зато полезное и необходимое для многих. И пускай ты любишь не летать на отдых, а уезжать к родным в деревню. И едешь туда на автобусе, а не на самой большой машине. И пускай ты работаешь в театре вторым режиссером, зато честно, воодушевленно, и много лет подряд.
Беда происходит не в жизни этих «вторых» и «третьих» людей. Беда в жизни общества, которое развернуто и повернуто на «лучших», отдавая все внимание им. Мы, культивирующие только яркое и прибыльное, забываем, что настоящее и глубокое вовсе не обязано блестеть и без конца радовать глаз. Серьезные властители не трубят из всех щелей о будущих реформах, а упорно проводят их. Искусство бывает великим, когда опирается на душевный отклик и сопереживание у публики, а не на рейтинг у пользователей. Искренний тихий разговор наедине с близким человеком насыщает гораздо больше, чем полуторачасовой хохот незнакомых тебе людей в популярном ток-шоу.
Нам не нужно быть лучшими. Действительно важно быть, как писал поэт, «живым и только до конца».

                                           
                            Платок Фриды

«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас!» Этот завет булгаковского Воланда плотно впечатался в сознание тех людей, которые причисляли (смеют причислять) себя к ныне осмеянной и оплеванной со всех сторон касте «русской интеллигенции». Сам исхожу всю сознательную жизнь из этого, казалось бы, незыблемого постулата.
А между тем, замечаешь, как удивительно устроены люди! Заходит женщина, пожилая, беременная, или просто крайне привлекательная, в переполненный транспорт, и ты с беззастенчивым удовольствием просишь рядом сидящего: «Уступите женщине место!» Она же желания сесть, как правило,  не выкажет, превращаясь в гордую Маргариту, не ставшей ничего просить первой после страшного бала. Или готовишься целую неделю к разговору с начальником по поводу повышения зарплаты. Готовишься, готовишься, и чувствуешь неловкость, что-то тебя все время останавливает на пути в его кабинет, как будто ты о чем-то просить собираешься неправильном. А если обижают достойного сотрудника незаслуженно – то ты же первым на его защиту, даже против того же начальства, легко и бодро становишься! Не проси у власть имущих! Но как прекрасен сам Михаил Афанасьевич Булгаков, который находясь в постоянной опале, просит у советского руководства за уже отсидевшего свой срок драматурга Николая Эрдмана! И как же бурно вскипает в нас негодование, когда мы слышим, что очередная «звезда на час» потребовала у городских властей тридцатиметровый лимузин, долженствующий доставить сею персону от трапа самолета до уже бурлящего в супер-люксе джакузи.
Да, конечно, после возгласов: «Пожар, пожар!» - к выходу все устремляются, наступая на падающих рядом. Желание выжить подавляет в нас все остальное – культурное, обдуманное, а значит, наносное. Но когда нашей жизни никто и ничто не угрожает впрямую – почему-то мы с легкостью согласны просить и требовать для других! И наша гордость, которая сковывает нас при просьбе о своем благе, куда-то отступает и не мешает нам быть свободными от воландовских наставлений. Как же это необходимо, видимо, нам – то и дело, вдруг, резко и с грохотом опрокидывать себя же с собственного горделивого пьедестала! Ведь не зря же и Маргарита, больше всего мечтая вновь обрести своего Мастера, «вздохнула еще раз и сказала: - Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка».



                                  
                           

Комментариев нет:

Отправить комментарий